Самовольный уход – наиболее явное выражение потребности в автономии, это своеобразная форма протеста или обиды на педагогов, сверстников, родителей.
Самый простой способ классификации мотивов самовольных уходов – это разделение на 2 группы:
· Ушедшие от кого-то или чего-то;
· Ушедшие к кому-то или чему-то.
Уходы могут быть вызваны следующими причинами:
Ø Психологические причины (проявление личностных особенностей ребенка, желание оказаться вне травмирующей ситуации, отсутствие контакта с близкими людьми);
Ø Социальные (неблагоприятные межличностные отношения с взрослыми и сверстниками; самоутверждение, физическое либо психологическое насилие и др.);
Ø Медицинские «показания» (диагноз: дромомания)
Выделяют четыре основные группы детей-беглецов:
· беглецы – исследователи;
· беглецы - искатели приятного общества;
· беглецы - шантажисты;
· беглецы от проблем, опасности
Типология самовольных уходов:
Безмотивные побеги как удовлетворение сиюминутной потребности.
Эмансипационные побеги - избавление от опеки и контроля взрослых, от наскучивших обязанностей (побеги совершаются как в одиночку, так и группой)
Демонстративные побеги - являются следствием привлечь к себе внимание. Особенность данных побегов в том, что убегают не далеко и в те места, где их увидят и поймают.
Импульсивные побеги - из чувства страха наказания, за какую либо провинность.
Побег как реакция протеста на неблагоприятную для ребёнка систему отношений, установившуюся со сверстниками, воспитателями, учителями; на трудности, связанные с учебной деятельностью.
Дисфорические побеги- побеги в связи с внезапными изменениями настроения.
Дромоманические побеги - возникновение немотивированной тяги к перемене обстановки, расстройства влечений в виде гиперсексуальности, стремления напиваться «до отключения», садомазохистических действий.
Педагогам:
Основой ранней профилактики самовольных уходов является создание условий, обеспечивающих возможность нормального развития детей, своевременное выявление типичных кризисных ситуаций, возникающих у детей определенного возраста.
Создавать благоприятный психологический климат в группе положительную мотивацию к обучению, оказывать помощь воспитанникам в освоении учебного материала;
Осуществлять тактичный контроль за поведением, эмоциональным состоянием детей в коллективе;
Вовлекать воспитанников в общественно-полезную деятельность, кружки, секции, учитывая их интересы и желание. А также постоянно помнить, что в интересной, заполненной трудом, спортом, активным досугом организации жизнедеятельности нет времени и желания мечтать о побегах и совершать их. Как говорится в народе - от добра - добра не ищут!
Обращаться к педагогу-психологу, социальному педагогу при любых изменениях в поведении подростков.
|