СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА ГКУСО «Курский СРЦН «Надежда» Рекомендации для педагогов по снижению агрессивности среди подростков (мальчиков- 13-14 лет; девочек - 11 - 12 лет). Уважаемые педагоги, данные рекомендации
помогут вам снизить уровень агрессивности у подростков. Подростковый период знаменуется
бурным психофизиологическим развитием и перестройкой социальной активности.
Мощные сдвиги, на данном возрастном этапе, происходящие во всех областях жизнедеятельности
подростка, делает этот возраст «переходным» от детства к взрослости. И поэтому
привлекает своими характерными особенностями не только педагогов, но и
психологов, врачей. Пубертатный
возрастной период протекающий детей богат драматическими переживаниями,
трудностями и кризисами. В этот период складываются, оформляются устойчивые
формы поведения, черты характера, способы эмоционального реагирования, это пора
достижений, стремительного наращивания знаний, умений, становление «Я»,
обретение новой социальной позиции. Вместе с тем это возраст потерь детского
мироощущения, появление чувства тревожности и психологического дискомфорта. Подростковый возраст часто называют
периодом диспропорций в развитии. В этом возрасте увеличивается внимание к
себе, к своим физическим особенностям,
обостряется реакция на мнение окружающих, повышается чувство собственного
достоинства и обидчивость. Физические недостатки часто преувеличиваются. Наиболее важным моментом
психофизиологического развития подростка являются двумя линиями единого
процесса психосексуального развития. На психофизиологическом уровне дискомфорт
подростков объясняется различными причинами:
неустойчивостью
эмоциональной сферы;
особенностями
высшей нервной деятельности;
высоким уровнем
ситуативной тревожности. Под агрессией принято понимать - мотивированное
поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе,
наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее
физический ущерб людям. А агрессивность - это свойство личности,
«выражающееся в готовности к агрессии». Таким образом, можно сделать вывод:
если агрессия - это действие, то агрессивность - готовность к совершению таких
действий. Виды
агрессии: ¿
Вербальная -
выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через
содержание словесных ответов (проклятия, угрозы, нецензурные выражения); ¿
Невербальная -
скрытая форма агрессии (обида, чувство вины, подозрительность, негативизм)
выражающиеся в уходе от контактов, бездействии с целью навредить кому-то или
причинение вреда самому себе; ¿
Физическая -
использование физической силы против другого лица. Проявление
агрессии: ¿
Конфликтность,
злословие, давление, принуждение, негативное оценивание, угрозы или применение
физической силы. Обращаем ваше внимание на факторы,
побуждающие к возникновению агрессивного
поведения, которые проявляются в процессе взаимодействия подростков
(коммуникативные контакты, совместная деятельность). Необходимо сделать акцент
на динамику развития отношений подростков друг
с другом, с целью своевременного предупреждения факторов побуждающих к
развитию агрессивных проявлений, реакций.
Факторы,
побуждающие к возникновению агрессивного поведения: ¿
Раздражение,
зависть, отвращение, злость, нетерпимость, неистовство, ярость, бешенство,
ненависть. Практические
рекомендации воспитателю по снижению
агрессивности методами педагогической коррекции: 1.
Анализ
собственной деятельности, выработка стратегии педагогической тактики; 2.
Установление
доверительных отношений с подростком; 3.
Формирование
чувства эмпатии, с использованием личного примера; 4.
Создание условий
для коррекции самооценки подростком и осознание им индивидуальных целей участия
в жизнедеятельности отряда; 5.
Предоставление
ребенку индивидуальной возможности простора и выбора инициативы; 6.
Активное
включение подростка в различные виды
деятельности (творческая деятельность; реализация двигательной активности по
средствам участия в подвижных играх, спортивных мероприятиях и т.д.); 7.
Поощрение
успешности подростка; 8.
Активизация
процессов волевой регуляции, через развитие навыков саморегуляции поведения; 9.
Ограничение
контакта с носителями агрессивности, например: игрушечные пистолеты, автоматы и
т.п.; книги и другие вещи которые могут иметь агрессивный характер; 10.
Изучение подростком
мотивов собственного поведения, выражение им негативных эмоций при помощи
вербализации чувств (объяснение подростком своего внутреннего состояния). По вопросам консультирования,
диагностики и коррекции, обращайтесь к специалистам социально-психологической
службы. Список используемой и рекомендуемой
литературы: 1.
Дмитриевский В.А.
Психологическая безопасность в учебных
заведениях. - М.: Педагогическое общество России, 2002.- 202 с.; 2.
Лютова Е.К.,
Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. - СПб.: ООО
Издательство «Речь», 2000.- 190 с.; 3.
Теория и практика
социальной педагогики. сборник научных статей. Ч. 1. / Под редакцией Марзоевой
Э.В., Горбачева С.А. - Владивосток: Дальнаука, 2003. - 88с.
Педагог-психолог О.А. Быстрова
|