Общение с подростком
Когда
ребенок достигает подросткового возраста, родители замечают, что их отношения с
ним становятся напряженнее и сложнее, а иногда просто невыносимыми. Эта
проблема встречается наиболее часто в нашей повседневной жизни.
У ребенка
начинается переходный период от детства к взрослости, длительность которого
варьируется в зависимости от темпов его развития. Обычно через три-четыре года
все входит в колею. Но как бывает трудно пережить эти годы, и сколько ошибок
совершается за это время!…
Основная
особенность подросткового возраста – это резкие гормональные и функциональные
изменения в организме. Это отражается на психическом состоянии подростка. Он
становится более ранимым, эмоционально неустойчивым, совершает необъяснимые, с
точки зрения логики, поступки.
У подростка
формируется «чувство взрослости», которое родителям необходимо поддерживать,
подтверждая примерами из повседневной жизни: «Ты помог мне…, ты заметно
повзрослел, многому научился», «Ты сделал… уже как взрослый самостоятельный
человек, мне очень приятно» и т. п..
Кроме того,
многие родители замечают, что их дети, став подростками, больше стремятся к
общению со своими сверстниками, могут часами говорить с ними по телефону. Это
тоже одна из особенностей данного возраста. И чем сложнее отношения подростка с
родителями, тем больше он прислушивается к мнению сверстников. Это происходит
потому, что им он начинает доверять больше. В этот возрастной период родителям
очень важно сохранить доверие и понимание в отношениях с ребенком.
Большую
часть в наших отношениях составляет общение. Свою значимость оно доказывает уже
с самого рождения человека. Благодаря общению,
мы можем сохранить «ниточку доверия и понимания» на всю жизнь или же
оборвать ее на любом этапе развития ребенка (чаще на подростковом). В основе
доверительного общения, в первую очередь, должно лежать отношение к ребенку как
к личности уже с самого рождения. Необходимо уважать его мнение и учитывать в
построении совместных планов. Особенно это важно в подростковом возрасте. Самое
главное в отношениях с ребенком – это искренность. Подростки особенно
чувствительны ко лжи. В этом возрасте им сложнее простить родителям их
неискренность. Иногда они не прощают ее вообще. В построении отношений с
ребенком данного возраста родителям важно учитывать его возрастные особенности.
В помощь родителям предлагается несколько способов эффективного общения с
подростком. Применение их в повседневной жизни поможет сохранить доверие и
понимание между родителями и их детьми:
1. Слушая
ребенка, дайте ему понять и почувствовать, что вы понимаете его состояние,
чувства, связанные с тем событием, о котором он вам рассказывает. Для этого
выслушайте ребенка, а затем своими словами повторите то, что он вам рассказал.
Вы убьете сразу трех «зайцев»:
• ребенок
убедится в том, что вы его слышите;
• ребенок
сможет услышать самого себя как бы со стороны и лучше осознать свои чувства;
• ребенок
убедится, что вы его поняли правильно;
1. Разговор
на серьезную тему проводите, когда вокруг больше никого нет;
2. В
разговоре следите за своим тоном. Он не должен быть насмешливым.
Придерживайтесь спокойного тона, слушайте внимательно. У вас не должно быть
готовых ответов на все вопросы;
3. Старайтесь
не говорить: «Мне все равно, что они там делали, но тебе лучше в это не
ввязываться», «Я знаю, что для тебя лучше», «Делай то, что я тебе говорю, и
проблема решится»;
4. Поддерживайте
и подбадривайте ребенка без слов. Улыбнитесь, обнимите, подмигните, потрепите
по плечу, кивайте головой, смотрите в глаза, возьмите за руку;
5. Никогда
не сравнивайте его с кем- то, не говорите ему, что он должен быть на кого-то
похож;
6. Советуйте
ребенку, но предоставьте ему свободу выбора действия;
7. Слушая
ребенка, следите за его мимикой и жестами, анализируйте их. Иногда дети уверяют
нас, что у них все в порядке, но
дрожащий подбородок или блестящие глаза говорят совсем о другом. Когда слова и
мимика не совпадают, всегда отдавайте предпочтение мимике, выражению лица,
позе, жестам, тону голоса;
8. Никогда
не унижайте ребенка даже словами;
10. Не
ставьте своего ребенка в неудобное положение в присутствии чужих людей;
11. Поощряя
ребенка, поддерживайте разговор, демонстрируйте вашу заинтересованность в том,
что он вам рассказывает. Например, спросите: «А что было дальше?» или «Расскажи
мне об этом…»:
12.
Оторвитесь от телевизора и отложите газету, когда ребенок хочет с вами
поговорить;
13. Дайте
понять вашему ребенку, что вы интересуетесь им и всегда готовы помочь.
Е. Антонова
педагог – психолог
отделения диагностики и
социальной помощи
КСРЦН «Надежда».
|