Главная | Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 02.05.2024, 11:08

ОТДЕЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ГКУСО "Курский СРЦ...

Меню сайта
Категории раздела
Родителям [16]
Специалистам [13]
детям [4]
Семьям с детьми с ограниченными возможностями здоровья [3]
Мини-чат
Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 121
Друзья
  • Администрация АКМР СК
  • Администрация г.Ставрополь
  • МТСЗН г.Ставрополь
  • Сайт губернатора Ставропольского края
  • Правительство России
  • Президент России
  • Каталог статей

    Главная » Статьи » Родителям

    Социально-психологические факторы ухода детей из семьи.

            По статистике, основной возраст уходов  детей и подростков  из семьи - 10-17 лет. Дети  уходят  не  только  из  неблагополучных  семей.  Как  показывает  практика,  около  70  процентов  –       дети,  воспитывающиеся  в  относительно  благополучных семьях. Они уходят из дома в поисках приключений, в знак  протеста    против    чрезмерной     опеки    родителей     или,   наоборот,    пытаясь  привлечь их внимание. Поведенческая  реакция  в  виде  уходов  из  дома,  побегов  из  детских учреждений может быть мотивированной и немотивированной.  Мотивированная поведенческая          реакция         обусловлена  психологически  понятными  причинами  и  вытекает  из  самой  ситуации,  в  которой   оказался   подросток  (к   примеру,   побег   из   летнего   лагеря,   где  подростка унижали сверстники или уход из дома после серьѐзногоконфликта  с родителями). Другое дело, что это не самый лучший способ реагирования, но если  подросток реагирует именно так, то значит, он не научился применять другие  стратегии  реагирования  в  конфликтных  ситуациях  и  использует  стратегию  избегания.  Задача  родителей    в  этом  случае  -       расширить  эмоционально-поведенческий      репертуар     реагирования     подростка,    т.  е.   научить    его  разнообразным стратегиям поведения. 

          Ребенок  может  обратиться  за  помощью  к  классному  руководителю, социальному педагогу, психологу  в  школе,  к  другим  родственникам,  но  не  убегать  в  "никуда"  и  не  подвергать  свою жизнь и здоровье опасности.

    Мотивированные          уходы    на   фоне    острой   стрессовой     ситуации  возникают у детей по-разному:

    - у   слабых,   эмоционально-ведомых,   чувствительных,   податливых   детей мотивированные уходы проявляются как обдуманные или импульсивные  и могут быть проявлением пассивного протеста;

    - у  подвижных,  эмоциональных  и  импульсивных  детей  мотивированные  уходы проявляются как реакция эмансипации;

    - у   эмоционально   холодных,   сдержанных,   замкнутых   мотивированные  уходы проявляются как реакция избегания общения;

    - у    ярких,    артистичных,     активных      детей      мотивированные       уходы  проявляются как демонстративная реакция.

             На   фоне   постоянной   стрессовой   ситуации   мотивированные   уходы  становятся  привычными  (стереотипными)  -  т.е.  формируется  "привычка",  когда  подросток  привычно  реагирует  уходом  даже  тогда,  когда  стресс  не  настолько выражен, чтобы убегать. Когда это происходит, то можно говорить о том, что мотивированные уходы  начинают  превращаться  в немотивированные.   Иногда  внезапный  уход   может     произойти    на   фоне    сниженного     настроения,    причѐм     это  изменение в настроении никак невозможно объяснить ситуацией. Очень  редко  встречаются  побеги  из  дома  без  причин,  когда  дети  под  влиянием   друзей   уходят   из   дома   на   один   -   два   дня.   Как   правило,   в дальнейшем такие уходы не повторяются.

                  Особенности      благополучных        семей,   из   которых     уходят    дети. Причины       ухода     из   дома     имеют,     как    правило,     глубокую  психологическую        основу:   отверженность      и   ненужность,  отсутствие  эмоциональной   связи   с   родителями.   Часто   таким   поступком  они   хотят  привлечь к себе внимание. Семья     внешне     может     быть     вполне     благополучной      и    даже  обеспеченной.   И   тогда   чаще   всего   поводом   уйти   из   дома   становится  конфликт,     в   основе   которого     лежит    отсутствие     взаимопонимания       с  родителями.  Традиционно   подростковый   возраст   считается   трудным   периодом,  когда подросток, несмотря  на  внешнюю  браваду, грубость и агрессивность,  на  самом  деле  крайне  раним  и  беззащитен.        В  этот  период  личностного  развития,  когда  семья  и  ее  психологический  климат  имеют  очень  большое  значение  для  подростка,  дискомфорт  в  отношениях  с  родителями  особенно  ощутим.   Побеги   из   внешне   благополучных   семей,   репутация   которых   вне  критики, чаще связаны с неправильной родительской позицией относительно  трудностей      адаптации,     которые     ребенок     испытывает      в    школе.  Требовательность     родителей вызывает    у   него   сильное   разочарование,  нарушает  искренность  отношений  и  может  даже  привести к враждебности несовершеннолетнего. Побег из дома во многом зависит от обстановки, которая складывается  в   среде   неформального   общения   (на   улице).   Для   того   чтобы   ребенок  самостоятельно  порвал  свою  связь  с  семьей,  ему,  как  правило,  хотя  бы  на  первых  порах  нужны  товарищи.  Проводя  в  совместных  играх  свой  досуг,  дети осваивают уголки территории, пригодные для жизни (подвалы, чердаки,  землянки, коллекторы теплотрасс). Между ними укрепляется взаимовыручка.  Решительный момент наступает, когда у кого-либо из них ситуация в семье  резко   ухудшается.    Первый     побег   прорывает    психологический      барьер,  удерживающий от ухода из дома, и ориентации детей резко меняется.  Девочки убегают из дома значительно реже. Среди убегающих девочек  явно преобладают представительницы семей, где обстановка безнадзорности  сочетается  с  демонстрацией  нравственно  неблаговидных  примеров.  Убежав  из  дома,  девочки  держатся  либо  небольшими  группами,  либо  стараются  попасть под защиту подростковой группы. Уходы  таких  детей  из  дома  –  это  реакция  на  просчеты  родителей  в  воспитании. Дети  из  этой категории  мало  приспособлены  к  жизни, они  изнежены,  брезгливы  и  потому  более  зависимы  от  взрослых.  Могут  первое  время  ночевать  у  родственников,  знакомых,  затем  у  знакомых  и,  наконец,  где  придется.  В поведении проявляется крайний цинизм. Они  могут  приходить  домой,  пока  нет  родителей,  чтоб  взять  деньги  или  вещи,  которые  можно  реализовать.  В  собственных  родителях  видят  врагов  номер  один. Нередки случаи привлечения таких детей к уголовной ответственности  за распространение, хранение наркотиков, либо за участие в организованных  преступных группах. При первом уходе такого ребенка из дома важно правильное поведение  родителей,  которое  на  начальном  этапе  еще  может  исправить  положение,  восстановить отношение в семье. Чаще    всего   поводом     уйти   из   дома   становится    игнорирование  потребностей ребѐнка, в основе которого лежит отсутствие взаимопонимания  с родителями.  В этот период психологический климат семьи имеет для ребенка очень  большое значение. Дискомфорт в отношениях с родителями воспринимается  очень остро. Психологи   побег   из   дома   рассматривают   как   один   из   вариантов  защитного поведения.                       Вот    несколько    причин,   которые    могут   заставить  ребенка уйти  из дома:   крупная ссора с родителями или постоянные «выяснения отношений»;  агрессия     со  стороны    кого-нибудь    из  членов    семьи   (физические  наказания);  безразличие взрослых к проблемам подростка; развод родителей;  появление в доме отчима или мачехи; чрезмерная опека, вызывающая раздражение. Кроме  того,  уходы  из  семьи  могут  быть  связаны  с  подростковой  реакцией  группирования,  попаданием  под  влияние  значимых  сверстников,  референтной группы .

       Рассмотрим     основные    проблемы     детско-родительских      отношений,  определяемые как фактор риска уходов детей из семей.  К   числу    наиболее    часто   встречающихся      нарушений     в  детско-родительских отношениях относятся следующие:

    Отвергающая позиция:  

    родители     воспринимают       ребенка    как   «тяжелую     обязанность», стремятся освободиться от этой «обузы», постоянно порицают и критикуют  недостатки ребенка, не проявляют терпение.

    Позиция уклонения: 

    эта    позиция    свойственна     родителям     эмоционально      холодным,  равнодушным;  контакты  с  ребенком  носят  случайный  и  редкий  характер;  ребенку предоставляется полная свобода и бесконтрольность.

    Позиция доминирования по отношению к детям:

    для этой позиции характерны: непреклонность, суровость взрослого по  отношению      к  ребенку,   тенденции     к  ограничению      его  потребностей, социальной   свободы,   независимости.   Ведущие   методы   этого   семейного  воспитания — дисциплина, режим, угрозы, наказания.

    Отвергающе-принуждающая позиция: 

    родители  приспосабливают  ребенка  к  выработанному  ими  образцу  поведения,  не  считаясь  с  его  индивидуальными  особенностями.  Взрослые  предъявляют      завышенные      требования     к   ребенку,    навязывают     ему  собственный   авторитет.   При   этом   они   не   признают   прав   ребенка   на  самостоятельность.     Отношение     взрослых    к  детям   носит   оценивающий характер.

    «Фактором  риска»  уходов  детей  из  семьи  являются    и  конфликты  в  детско-родительских отношениях.   Психологи     выделяют   следующие      типы    конфликтов   подростков   с родителями: конфликт неустойчивости родительского отношения (постоянная смена  критериев оценки ребенка); конфликт сверх заботы; конфликт     неуважения     прав    на   самостоятельность     (тотальность  указаний и контроля); конфликт     отцовского    авторитета   (стремление    добиться    своего   в  конфликте любой ценой).

    Социальный педагог отделения социальной социальной реабилитации ГКУСО "Курский СРЦН "Надежда"  Назгаидзе О.Н.

     

     

    Категория: Родителям | Добавил: Центр (13.08.2015) | Автор: Назгаидзе О.Н.
    Просмотров: 468 | Рейтинг: 5.0/2
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    К 70-ЛЕТИЮ ПОБЕДЫ
    РАБОТА
    Официально
    МТСЗН СК
    Мы в соц. сетях
    Телефон доверия
    ПОРТАЛ ГОС. УСЛУГ

    Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный хостинг uCoz