Понять человека гораздо легче, взаимодействуя с ним на равных, принимая его взгляды, ценности, обсуждая трудности и неудачи. Выйти на такой уровень общения с родителями, воспитывающими особенных детей, специалистам отделения социальной диагностики и социально – правовой помощи, государственного казенного учреждения «Курский социально реабилитационный центр для несовершеннолетних «Надежда» удалось с помощью психологических тренингов общения, в группу тренинга входило девять человек, эффективней взаимодействие в небольшой группе.
Начиная работать с ребенком-инвалидом, обследуя его, проводя коррекционную работу, постоянно ищешь контакт, какую-то невидимую нить с родителями ребенка. Ведь они первые помощники в реабилитационном процессе. Но чем ближе узнаешь этих людей, чем больше вникаешь в их проблемы, тем лучше понимаешь, как необходимы им поддержка и помощь. Именно поэтому наши специалисты проводят тренинговую работу, объединяя родителей воспитывающих особенных детей. Цель данного тренинга заключается в том, чтобы сообща решать наболевшие вопросы, отмечать праздники, проводить свой культурный досуг и просто поддерживать друг друга в трудную минуту. Ведь многие родители находились в состоянии депрессии, многие семьи самоизолировались от общества, стесняясь показать людям своего «не такого, как все» ребенка, были семьи, с которыми перестали общаться друзья. Таким образом, изолированность, замкнутость от всего мира и состояние безысходности, потери чего-то главного в жизни стало причиной внутриличностных нарушений и частичной утраты коммуникативных навыков. Родители просто разучились общаться, считали, что их никто не понимает, не доверяли никому, о своих проблемах старались молчать.
Используя такую форму работы, как психологический тренинг, удалось объединить в группу и разговорить этих людей, помочь им раскрыться, быть полноценными членами нашего общества, не чувствуя ущербности, не испытывая чувства стыда. Тренинги проводились в атмосфере доверия, что позволило реализовать интенсивность обратной связи между участниками группы. Созданию климата доверия способствовала особая форма проведения занятий, при которой психолог не противопоставлял себя группе, а выступал одним из участников групповой работы. На протяжении всего цикла тренинговых занятий интересно было наблюдать, как менялась атмосфера в группе, как исчезали настороженность и «зажатость» участников тренинга, как от встречи к встрече они становились более открытыми и естественными, на лицах все чаще появлялась улыбка.
По завершении тренинга всем его участникам было предоставлено слово. Они оценивали эффективность работы, говорили о том, какой опыт получили, что для каждого лично было полезно, благодарили друг друга. Психолог подчеркнул положительные моменты тренинга, зафиксировал высказывания участников в дневник наблюдений.
Педагог - психолог отделения социальной диагностики и
социально – правовой помощи Е.А. Антонова
|