Заходя в комнату с песочницей, дотрагиваясь до песка, позволяя рукам играть с ним, перебирать, разговаривать с ним и слушать его, будто попадаешь в волшебную страну, где внутренний мир становится реальностью, которую можно пощупать. Стоит вспомнить, с каким удовольствием не только дети, но и взрослые, зарываются в песок на пляже, строят замки и целые миры из песка! Само ощущение песка в руках, крохотных крупинок, которые отражают наше экзистенциальное одиночество в этом огромном мире, с одной стороны, и целостности со всем миром - с другой стороны, вызывает саамы разнообразные чувства.
Поэтому работа с песком и песочницей определяется как самостоятельный вид психологической помощи и как часть терапии искусством, и как метод работы с детьми и взрослыми.
Необходимым дополнением к песку являются миниатюрные предметы. Они должны быть разнообразны и отражать все стороны жизни. Можно выделить основные виды предметов:
- люди - разных национальностей, рас, возрастов, профессий, категорий. Здесь также важно расположить архетипические - королевы, шаманы, колдуны, волшебники, т.е. важно постараться подобрать изображения разных людей - и реальных, и воображаемых;
- животные - домашние, дикие, мифические, доисторические;
- символические предметы - яйца, зеркала, бабочки (как символ перехода из состояния в состояние), кости;
- здания и мебель - замки, дома, памятники, церкви, башни;
- предметы, которые соединяют или объединяют - нитки бусинок, мосты, лестницы, заборы, камушки, фасолинки, зернышки;
- средства передвижения - машины, поезда, самолеты, лошадки, лодки;
- растительность - цветы (живые и искусственные), деревья, кусты, мох, веточки;
- просто «вещи» - деньги, пуговицы, перышки.
Процесс работы с песочницей действительно похож на некое таинство. Он начинается с того, что человек «знакомится» с песком: сначала просто присутствует, слушает свое дыхание, смотрит на песок, затем погружает в него руки, перебирает. Работа с песочницей может сопровождаться музыкой или проходить в полной тишине. Главное, чтобы человек начал чувствовать песок и мир вокруг, и, когда это происходит, все вокруг изменяется…
В процессе работы с песочницей многие вещи становятся видимыми. В отличие от лепки и рисунка работа с песком не требует никаких умений. Поэтому человек более легко соглашается на предложение консультанта обратиться к песку.
Работу с песком можно использовать и в группе, если песочницу разделить на сегменты по количеству участников. Этот вид психотерапии имеет множество преимуществ и обращен к творческой энергии клиента и консультанта.
Соприкасаясь с песком, мы соприкасаемся с неизвестностью, страхами, пустотой, и песок помогает нам обрести себя. Работа с песочницей создает атмосферу доверительности, целостности и приобщения к мудрости каждого человека.
Иногда простое присутствие в комнате с песочницей, где «живут» тысячи предметов, дает волшебное ощущение безопасности, защищенности, собственной энергии и еще чего-то очень важного и глубокого внутри себя.
Педагог-психолог Быстрова О.А.
|