Пояснительная записка
1. Актуальность
Проблема воспитания человека, воспитание его культуры общения, развитие чувства товарищества, понимания ребёнком его роли в жизни общества, развитие коммуникативных и организаторских способностей, организация детского досуга является одной из значимых проблем в воспитательно-реабилитационной работе нашего учреждения.
Трудности работы с воспитанниками социально-реабилитационного центра заключаются в отсутствии в их душах в достаточной мере теплоты чувств, любви, симпатии и эмоциональной опоры, которые в первую очередь связанны с семейными отношениями и издержками семейного воспитания. Большинство данных детей имеют одинаковые отклонения в психологическом, социальном и педагогическом развитии.
В ГКУСО «Курский CРЦН «Надежда» большая часть детей – несовершеннолетние, имеющие неблагополучную историю развития. Дети очень разные, но их всех объединяет склонность к необдуманным поступкам и риску, неумение оценивать степень опасности и стремление к независимости, у них нарушены коммуникативные связи, дети не способны самостоятельно организовывать свою жизнедеятельность. Поэтому, одним из наиболее значимых режимов протекания деятельности детей и взрослых в социально-реабилитационном центре является соуправление.
Соуправление формирует в коллективе атмосферу защищённости каждого ребёнка, является фактором социализации личности воспитанника, так как способствует реализации социальных функций: информационной, ценностной, ориентационной, нормативной. Соуправление способствует социальному, индивидуальному и нравственному творчеству ребёнка.
2. Цели и задачи
Цель программы: вовлечение воспитанников во все сферы жизнедеятельности центра и создание условий для повышения уровня социальной активности, самоорганизации и самореализации через различные виды деятельности.
Задачи:
- организация содружества и сотворчества воспитанников и взрослых;
- воспитание гражданственности, потребности в труде, в здоровом образе жизни;
- развитие коммуникативных способностей и лидерских качеств воспитанников;
- создание условий для участия воспитанников в управлении собственной деятельностью.
3. Участники Программы
Участниками Программы являются:
- воспитанники центра;
- работники центра;
- администрация центра.
4. Принципы
Основные принципы деятельности
- принцип участия и активности, который предполагает: привлечение детей к непосредственному и сознательному участию в целенаправленной деятельности по оздоровлению своего организма; рациональному использованию своего времени; созданию благоприятной атмосферы общения; в проведении ключевых дел; обеспечение творческого характера видов коллективной деятельности в целях привлечения воспитанников к самовыражению и участию в жизни детского коллектива;
- принцип самореализации, который предполагает: осознание целей и значения предлагаемых видов деятельности для личного саморазвития, наличие четких и ясных перспектив деятельности, в которую включается ребенок; учет возрастных и индивидуальных особенностей, способствующих успешной самореализации воспитанника; признание личности ребенка с ее достоинством и потенциалом в качестве самоцели; подготовку воспитанников к необходимой ориентации в жизненных ситуациях и выбору ценностей для их разрешения;
- принцип взаимосвязи педагогического управления и детского самоуправления, который предполагает: передачу воспитанникам меры ответственности за организацию деятельности детского коллектива, направленную на приобретение ими лидерского опыта в условиях взаимодействия детей и взрослых, отвечающую их возрастным особенностям и возможностям, обеспечивающую защиту каждого члена коллектива от негативного проявления социума, охрану их жизни и здоровья; создание ситуаций жизни коллектива, требующих принятия коллективного решения, осознанного исполнения этих решений; формирование чувства ответственности за собственный выбор, принятое решение, поступок на основе культурных норм отношений, общения и деятельности;
- принцип доброжелательности, который предполагает: создание ситуаций успеха, создание условий для реализации существующих интересов воспитанников, пробуждение новых интересов;
- принцип толерантности, который предполагает: подготовку воспитанников к необходимой ориентации в жизненных ситуациях и выбору ценностей для их разрешения, воспитание уважительного отношения к другим людям, к их труду, их результатам.
5. Направления деятельности
Реализация Программы идет по трем направлениям:
1. Сплочение детского коллектива - участие в планировании, разработке, проведении и анализе ключевых дел коллектива; выполнение коллективных, групповых и индивидуальных поручений; организация творческих, трудовых, учебных дел.
2. Выработка организаторских и лидерских качеств личности – занятия по программе «Школа «Лидер».
3. Проведение коллективных творческих дел по интересам детей.
6. Условия реализации Программы
Социально-педагогические:
- учет индивидуальных качеств личности и её направленности;
- учет психологических и возрастных особенностей воспитанников;
- привлечение специалистов;
- использование традиций, ритуалов, игр;
- позиция сотрудничества взрослого и воспитанника;
Психологические:
- благоприятный психологический климат в коллективе и в центре;
- формирование и развитие «этических» ориентиров (доброта, тактичность);
- учет интересов воспитанников;
- выработка интересных, трудных, но достижимых целей.
Методы:
- метод авансированного доверия;
- метод ответственного поручительства;
- метод личного примера;
- метод убеждения;
- метод общественного мнения;
- метод поощрения.
Формы работы
- КТД;
- Занятия по программе «Школа» «Лидер».
Полную версию ПРОГРАММЫ СОУПРАВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ «ГОРОД ДОБРЫХ СЕРДЕЦ» Можно посмотреть - /soupravlenie_2015_nadezhda.doc
|