Главная | Регистрация | Вход | RSSВторник, 30.04.2024, 01:19

ОТДЕЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ГКУСО "Курский СРЦ...

Меню сайта
Категории раздела
работа с несовершеннолетними [5]
коррекционные, коррекционно-развивающиепрограммы работы с несовершеннолетними
Мини-чат
Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 121
Друзья
  • Администрация АКМР СК
  • Администрация г.Ставрополь
  • МТСЗН г.Ставрополь
  • Сайт губернатора Ставропольского края
  • Правительство России
  • Президент России
  • Проекты и программы

    Главная » Файлы » программы » работа с несовершеннолетними

    "Экология души"
    12.03.2015, 19:10

    Нестабильность социально – экономической и политической ситуации в стране, ухудшение условий жизни, падение нравственных устоев, социальная напряжённость, нарушение структуры и функций семьи - все эти факторы влияют на увеличение числа детей с отклоняющимся поведением, детей, оставшихся без попечения родителей, «социальных» сирот. 

    Для оказания помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, в Курском районе был создан социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Надежда". Основными целями деятельности Центра являются: профилактика безнадзорности и социальная реабилитация несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; коррекция социально педагогической запущенности, организация их временного проживания, оказание социально-правовой, медико-психолого-педагогической и иной помощи, дальнейшее жизнеустройство.

    Основными проявлениями социальной запущенности в дет­ском возрасте являются неразвитость социально-коммуникативных качеств и свойств личности, низкая способность к социальной реф­лексии, трудности в овладении социальными ролями.  Педагогическая запущенность обусловлена несформированностью ребенка как субъекта учеб­но-познавательной, игровой и других видов деятельности. Не успеш­ность в деятельности, необученность, необразованность, в том числе не владение знаниями социально-этического характера влияют на уровень социального развития ребенка, его адаптацию в социуме.

    У большинства детей недостаточно сформированы функции произвольного внимания, памяти. У детей неполные, а порой искажённые представления об окружающей действительности, их опыт крайне беден, познавательные психические процессы развиты ниже возрастной нормы.

    Реабилитационная работа с несовершеннолетними ведётся по разным направлениям: защита законных прав ребёнка, восстановление физического и психического здоровья, коррекция школьной дезадаптации, развитие личности ребенка.                                            

              Проблема развития детского творчества становится всё более актуальной, так как этот вопрос в современной педагогической науки ещё недостаточно изучен. А. Е. Флерина говорила о том, что: «в практике работа с детьми носит узко дидактический характер, который направлен в основном на формирование изобразительных умений и навыков». Л.С. Выготский писал: «Обучить творчеству нельзя, но это вовсе не значит, что нельзя воспитателю содействовать его образованию и проявлению».  Так же Л.С. Выготский отмечал, что изобразительная деятельность - самый первый, самый доступный и привлекательный для детей вид творческого труда. Главное условие, которое надо обеспечить в детском творчестве - искренность. Так считал Б. М. Теплов в своей работе «Психологические вопросы художественного воспитания». Это условие удовлетворяет творчество, которое возникает у ребёнка самостоятельно, исходя из внутренней потребности. Возникает педагогическая проблема - поиск таких стимулов к творчеству, которые рождали бы у ребёнка желание «сочинять».

    В теории и практике наиболее освещены вопросы по обучению техническим навыкам рисования, аппликации, выжигания, наименее изучены вопросы касающееся развития творчества и уж совсем мало изучена работа развития и обучения в реабилитационном центре. Это и определило тему моего исследования:    Формирование художественно – творческих способностей детей школьного и младшего школьного возраста в процессе продуктивной деятельности на основе нетрадиционных техник в условиях социально реабилитационного центра и дальнейшего обобщения опыта по этой теме. 

             Детское творчество – одна из содержательных форм психической активности детей, которую можно рассматривать как универсальное средство развития индивидуальности, обеспечивающее устойчивую адаптацию к новым условиям жизни, как необходимый резерв сил для преодоления стрессовых ситуаций. Под этим понятием определяется деятельность, в результате которой ребёнок создаёт новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свои творческие способности.

    Способности – это то, что не сводиться к знаниям, умениям и навыкам, но объясняет их быстрое приобретение, закрепление и применение их на практике. На мой взгляд, развитие творческих способностей составляет важную задачу процесса реабилитации воспитанников, так как способствует проявлению познавательной активности, открывает возможности активного познания мира и себя. Способности проявляются тогда, когда ребёнок проявляет личную заинтересованность в деятельности. Показателями успешности развития творческих способностей детей в условиях СРЦН является открытые искренние работы.  Основной задачей творческой деятельности является развитие эстетических чувств, эстетических представлений, эстетических взглядов на мир; научить детей создавать своими руками работы; предоставить детям, познать радость творчества, получить положительный эмоциональный заряд. Занятия по данному направлению, помимо обучающих задач, помогают ребёнку отвлечься от грустных мыслей, событий, обид, снимает нервное напряжение, страхи, обеспечивает эмоциональное состояние, то есть выполняет терапевтическую функцию. Полученный в деятельности результат радует ребёнка, приносит удовлетворение потребности в самоутверждении.

    Я работаю воспитателем в центре в группе младшего школьного и школьного возраста. Направление моей коррекционной работы является развитие художественных и творческих способностей детей на основе продуктивной деятельности через интегрированные занятия, вобравшие в себя сведения из истории, литературы, технологии, изобразительного искусства, черчения. Программа включает в себя 4 модуля:

    1.              «Разноцветный мир» ИЗО

    2.              «Канзаши»

    3.              «Нетрадиционные техники выжигания по ткани - гильоширование»

    4.              «Народные промыслы - пирография»  

             Заняться проблемой детского творчества меня подтолкнули наблюдения за работой детей. Я заметила, что некоторые дети, выполняя задание, делают это как-то по-особенному, не по шаблону, а проявляя свой творческий потенциал. При этом почти у всех детей изобразительные умения находятся на среднем уровне. Мною были поставлены цели – обучить техническим изобразительным навыкам, вышеперечисленным техникам, поднять уровень развития творчества детей. С вытекающими конкретными задачами:

                      1. Обучающими:

    • Формирование специальных знаний по изобразительной деятельности, знаний сенсорных эталонов;
    • Формирование технических знаний, умений и навыков, необходимых для творческих процессов;

                     2. Воспитывающими:

    • Приобщение детей к общечеловеческим ценностям;
    • Формирование художественного вкуса, способность видеть и чувствовать красоту и гармонию природы;
    • Расширение представлений об окружающем мире;

                     3. Развивающими:

    • Развитие творческих способностей детей, воображения, фантазии;
    • Развитие познавательно - творческой активности и творческого мышления;
    • Развитие умения анализировать и давать оценку своей работе;
    • Развитие таких качеств, как взаимопомощь, доброжелательное отношение друг к другу.

     Работа в социально-реабилитационном центре имеет свою специфику: разновозрастной состав реабилитационных групп, ограниченные временные рамки пребывания детей, динамичность состава реабилитационной группы. Занятия по типовым программам воспитания и обучения в ДОУ не совсем подходят для работы в условиях Центра.  Требуется новая методика общения с детьми, другие способы объяснения, показа, пояснения, усиленное внимание к свободной самостоятельной деятельности. Поэтому приходится апробировать разные формы и методы работы с детьми, учитывая специфику реабилитационного Центра и контингента воспитанников.

    Появился ряд вопросов: как организовать продуктивную деятельность детей, как руководить процессом, как заинтересовать детей? Как понимать и оценивать работы? Как развивать художественные способности?

    Я пришла к выводу, что больше внимания нужно уделить психологическому аспекту. Так как дети, проживающие в Центре, относятся к категории «проблемных детей», у них неустойчивая самооценка, они чувствуют себя беспомощными, с опаской относятся ко всему новому, не доверяют взрослым, боятся проявлять эмоции. Решение задач творческого развития несовершеннолетних, на мой взгляд, должно идти параллельно с восстановлением психического здоровья ребенка, детского доверия, уверенности ребенка в собственных силах.

           Мною был разработан цикл коррекционных занятий по развитию творческих способностей детей в процессе продуктивной деятельности в условиях реабилитационного центра. При подборе материала я обращалась к типовой программе воспитания и обучения в детском саду под редакцией М. А. Васильевой, добавляя элементы программы «Детство» под редакцией Т.И. Бабаевой и программы «Радуга» под редакцией Т. Н. Дороновой. В итоге занятия были оптимизированы к условиям работы в реабилитационном центре.

    Программа рассчитана на занятия с детьми в разновозрастных группах от 7 до18 лет. Занятия проводятся группой или индивидуально.  Продолжительность  1ч. 30м. с перерывом на физ. минутку (в зависимости от возраста детей).

    Срок реализации программы: 1 год.

    Ожидаемый результат:

    В процессе творческо-познавательной деятельности дети изучают, систематизируют и самостоятельно используют полученные знания, разрабатывают конспекты, схемы, таблицы,  готовые изделия и т.д.

    Дети должны знать: 

    •             название изученных материалов и инструментов, их назначение;

    •             правила безопасности труда и личной гигиены при работе с колющими и режущими инструментами;

    •             правила планирования и организации труда;

    •             способы и приемы обработки различных материалов, предусмотренных        программой.

    Дети должны уметь: 

    ·            правильно использовать инструменты в работе;

    ·            строго соблюдать правила безопасности труда;

    ·            самостоятельно планировать и организовывать свой труд;

    ·            самостоятельно изготовлять изделие (по рисунку, эскизу, схеме, замыслу);

    ·            экономно и рационально расходовать материалы;

    ·            контролировать правильность выполнения работы;

    ·            научиться видеть красивое вокруг себя, передавать свои впечатления, проявлять эмоциональное отношение к окружающей действительности и выражать его через свое творчество;

    ·            приобрести трудовые навыки и умения, для овладения традиционными и нетрадиционными  способами обработки различных материалов.

    Способы определения результативности программы:

    ·        Посещаемость, активность на занятиях, личные достижения детей в области проектирования декоративных изделий.

    ·        Отслеживание результатов обучения и воспитания  (беседа, тестирование, наблюдение, диагностика).

    ·        Практические работы детей, отбор проектных изделий для участия в выставках, конкурсах.

             Формы работы с детьми по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством: групповые, индивидуальные, фронтальные, подгрупповые, интегрированные; выставки в мини-галерее изделий декоративно-прикладного искусства; выставки детских работ по декоративно-прикладному искусству в детском центре, участие в районных  конкурсах, экскурсии.

             При поступлении ребёнка в реабилитационную группу проводится первичная диагностика умений и навыков детей. Выявление способностей у детей и правильное их развитие – одна из важных педагогических задач. И решаться она должна с учетом возраста детей, психофизического развития, условий воспитания и других факторов.

    Для получения объективной картины развития творческих способностей и умений детей, мною были разработаны критерии оценки уровня сформированности навыков для каждого вида творческой деятельности.

    На начальном этапе организуется индивидуальная работа с детьми в процессе занятий по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством это проводиться, для того чтобы:

    1.                 Выявить примерный уровень развития изобразительной деятельности детей, отношение ребенка к деятельности и декоративно-прикладному искусству. Учитывая индивидуальные способности детей.

    2.                 Определить возможные перспективные роботы с ребенком (задачи, содержание, формы, методы).

    3.                 Спланировать работу, направленную на развитие творческих способностей.

    Индивидуальная работа ведется систематически. Анализируется выполнение задания, качество детской работы, отношение к деятельности.

    На занятиях используются различные методы и приемы: 

    ·        наглядные методы (рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, видеофильмов, презентаций и др. наглядных пособий);

    ·        словесные методы (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения);

    ·        практические методы (самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий, упражнения);

    ·        эвристический;

    ·        частично-поисковый (исследование; экспериментирование с различными художественными материалами);

    ·        проблемное обучение;

    ·        метод «подмастерья» (взаимодействие педагога и ребёнка в едином творческом процессе);

    ·        метод проектов;

    ·        дидактические игры.

    Оценка уровня творческого развития несовершеннолетних по каждому критерию осуществляется по 10 бальной системе:

    от 0 до 3 баллов - низкий уровень развития;

    от 3 до 6 баллов – средний уровень развития;

    от 6 до 10 баллов – высокий уровень развития;

    Анализ первичной диагностики показывает, что у детей слабо развиты художественно-творческие способности. У половины воспитанников, диагностировался средний уровень развития творческой деятельности, переступив порог реабилитационного центра, они уже имели школьный опыт взаимодействия с изобразительными материалами, но данная деятельность носила не очень развитый характер, рисунки, работы детей носили шаблонный характер.

    Как правило, низкий уровень развития художественно-творческих навыков отражается на мотивационной сфере детей, они уверены в своей неудаче и избегают этот вид деятельности.

    Данные первичной диагностики служат основой для планирования занятий.  В процессе подготовки занятий я учитываю индивидуальные способности и возрастные особенности детей.

    Следующий этап работы по развитию творческих способностей включает в себя проведение цикла занятий.

    На занятиях я применяю традиционные и нетрадиционные техники, которые способствуют скоординированной руки и глаза, овладению техническими умениями. В своей работе я ориентируюсь на интересы и возможности каждого ребёнка. Психофизические особенности детей - неутолимая потребность в новых впечатлениях, любознательность, желание экспериментировать, постоянный поиск контакта со взрослыми и сверстниками - способствуют тому, что занятия продуктивной деятельностью становятся для детей источником радости, как при активном постижении окружающего мира, так и при самостоятельной созидательной работе. Организовывая процесс познания, выстраиваю цикл занятий по принципу: от действия по образцу - к самостоятельному творческому поиску. В свою очередь это пробуждает стремление детей к переходу от репродуктивных видов деятельности к творческим. Занятия постепенно усложняются, обеспечивая последовательное овладение детьми техническими знаниями и умениями. Как правило, я использую неординарные формы организации занятий, дети занимаются сидя за столами, они могут отойти от своего рабочего места, чтобы посмотреть на деятельность товарищей, спросить совета, попросить помощи или предложить свою. Всегда радостно воспринимаются игровые приёмы, особенно, дети, любят появление сказочных персонажей, сюрпризные моменты. Не одно занятие не проходит без художественного слова (стихи, загадки). Стараюсь атмосферу на занятиях приблизить к не принуждённой, без жёстких дисциплинарных мер, зажимающих детей, снижающих их свободу и творческий потенциал. К каждому занятию подбираются музыкальные произведения, позволяющие ребенку постичь передаваемый объект   на эмоциональном уровне. При восприятии образа через различные виды искусства, воспитанники познают и отражают окружающий их мир, ближнего, самих себя.  На занятиях с использованием нетрадиционных техник и приёмов, дети непросто копируют предложенный образец, а наблюдают за способом действия с нетрадиционным материалом.

    В наш технический век компьютеризации общества, когда у ребёнка повышен интерес к техническим новшествам, перед педагогом ставится задача – направить этот интерес в нужное русло. Естественное желание ребёнка играть необходимо, совместить с обучающим процессом. Использование современных средств в области интерактивных технологий позволяет повысить эффективность восприятия и усвоения получаемой информации. Этому способствует непосредственное активное участие ребёнка в образовательном процессе с использованием мультимедийных развивающих игр по искусству и культуре. На занятиях используются компьютерные презентации по многим темам, разработанные мною в программе PowerPoint.  Любая тема занятия предполагает несколько видов как когнитивной, так и креативной деятельности, что особенно важно для детей, длительное время находившихся в ситуации сенсорной, а порой и эмоциональной депривации.

    Приоритетной целью программы является духовно-нравственное развитие детей, т.е. формирование у них качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.

    Любая тема программы должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ребёнка. Только тогда, когда знания и умения становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребёнка, формируется их ценностное отношение к миру.    

    В связи с этим передо мной встала проблема создания условий для творческой самореализации личности каждого ребенка. Поскольку творческая самореализация личности происходит в сфере её интересов и потребностей, то системообразующим видом деятельности является познавательно-творческая деятельность. Важен сам процесс участия в творческой работе, а не его результат.

    Я считаю, что привлечение каждого ребёнка к участию в общественной жизни, способствует повышению социальной активности, развитию коммуникативных навыков, организаторских способностей и творческого потенциала воспитанников.

    Воспитатель отделения социальной реабилитации: Надежда Владимировна Пулина

      

      

     

    Категория: работа с несовершеннолетними | Добавил: Центр
    Просмотров: 1937 | Загрузок: 0 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 4.0/4
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    К 70-ЛЕТИЮ ПОБЕДЫ
    РАБОТА
    Официально
    МТСЗН СК
    Мы в соц. сетях
    Телефон доверия
    ПОРТАЛ ГОС. УСЛУГ

    Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный хостинг uCoz