Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 20.07.2018, 21:26

ОТДЕЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ГКУСО "Курский СРЦ...

Меню сайта
Категории раздела
Родителям [16]
Специалистам [13]
детям [4]
Семьям с детьми с ограниченными возможностями здоровья [3]
Мини-чат
Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 120
Друзья
  • Администрация АКМР СК
  • Администрация г.Ставрополь
  • МТСЗН г.Ставрополь
  • Сайт губернатора Ставропольского края
  • Правительство России
  • Президент России
  • Каталог статей

    Главная » Статьи » Родителям

    Самосознание подростка

    Отрочество - возраст напряженной внутренней жизни человека, тонких рефлексий, заводящих подростков в такие глубины таинств человеческой психики, что порой дух захватывает от диапазона образов, теснящихся во внутреннем мире потрясенного отрока.

    В подростковом возрасте в процессе физического, психического и социального развития вместе с позитивными достижениями закономерно возникают негативные образования и специфические психологические трудности. Развивающееся самосознание именно в отрочестве делает человека особенно тревожным и неуверенным в себе.

    Благодаря рефлексии на себя и других подросток продвигается в направлении самопознания. Он стремится понять себя самого. "Кто Я?" - основной вопрос возраста.

    Подросток стремится осмыслить свои притязания на признание; оценить себя как будущего юношу или девушку; определить для себя свое прошлое, значение личного настоящего, заглянуть в личное будущее; определиться в социальном пространстве - осмыслить свои права и обязанности. Подросток заинтересованно рефлексирует на себя и других, соотнося присущие себе особенности с проявлением сверстников и взрослых.

    Самосознание подростка уже включает в себя все компоненты самосознания взрослой личности.

    Развивающееся самосознание в отрочестве определяет духовную работу в отношении определения "внутренней позиции", в основе которой лежит стремление быть ответственным за себя, за свои личностные качества, за свое мировоззрение и за способность самостоятельно отстаивать свои убеждения. Отрок сензитивен к своему духовному развитию, поэтому он начинает интенсивно продвигаться в развитии всех звеньев самосознания.

    Подростка начинает волновать он сам в своем физическом и духовном воплощении. "Каким я могу предстать перед другими?" - актуальный вопрос для него. В этой связи его волнует его тело, лицо, имя.

    Тело, лицо, имя.

    Внешний облик - предмет исследования, заботы, подражания и поиска индивидуальности.

    Подростку предстоит в сфере развития его самосознания приспособиться к своему телесному, физическому облику. От отрицания себя телесного через кризисные переживания и подвиги физического самосовершенствования он должен прийти к принятию уникальности своей телесной оболочки и принять ее как единственно возможное условие своего материального бытия. Это многотрудный путь, который при всей заботе, любви и понимании близких отрок проходит сам.

    В разных культурах отроки испытывают разные по содержанию проблемы, связанные с телесным развитием. Идентификация с телом происходит в соответствии с традиционным отношением к нему в культуре, к которой принадлежит подросток. Части тела могут быть приняты как "хорошие" в той мере, в какой это дозволяется культурой. Телесное сознание отражает конфликт исторического, культурного отношения к телу. В сознании подростка могут быть "беспокоящие области", заставляющие его испытывать смущение одновременно с затаенным интересом к ним. Об этом писал еще Н. Бердяев в своем "Самопознании". На это указывал Э. Эриксон: "Несомненно, что этот подросток в своих самых интимных чувствах отделен от его половых органов, их все время называли "private", потому что даже для него они были слишком секретны, чтобы их касаться". Об этом - многочисленная художественная и специальная литература.

    Ощущение развития себя телесного фиксирует внимание подростка на теле и занимает сферу его мыслей и чувств. Физические ощущения, соединяясь с социальными ожиданиями, формируют сложную гамму переживаний отроков.

    В то же время подросток начинает ощущать наполненность своего тела энергией, предающей ему особое чувство, - ощущение того, что он обладает жизненной силой, что он живое существо. В этот период жизни возникает предощущение того, что что-то должно случиться.

    Ощущение энергетики своего тела придает подростку особое ощущение жизни, которое запоминается человеком на все последующие годы.

    В этот период чувствования становятся особенно острыми. Неожиданные чужеродные прикосновения вызывают физическое напряжение, иногда брезгливость и резкое отторжение.

    В то же время прикосновения привлекательных для подростка существ становятся особенно ценимыми и желанными.

    Особое значение для подростка обретает его лицо. Отроки смотрят на себя в зеркало значительно чаще и пристальнее, чем это делают дети. "Кто Я?" "Какой Я?" "Какова мера моей привлекательности?" - постоянно задаваемые вопросы. Подросток внимательно рассматривает свое изменившееся лицо: волосы, брови, лоб, нос, глаза, губы, подбородок. Все подвергается ревизии, которой сопутствуют тревога, неуверенность в себе и одновременно надежда на свою привлекательность.

    Идентификация со своим новым обликом - трудный для подростка процесс. "Принять себя таким, как я есть...", несмотря на эталонных красавиц и красавцев, несмотря на превосходящих сверстниц и сверстников. Как тут не удариться в панику?

    Кроме проблемы привлекательности внешности многих подростков волнует проблема наличия духовности в выражении лица.

    Углубленная рефлексия на свою внешность и тревога по ее поводу наряду с другими возрастными проблемами создают у подростков общее напряженное выражение, которое сопутствует возрасту. Подростки могут ходить сгорбленными, загребать или шаркать ногами, могут быть резкими или "развинченными" в телесных выражениях своих эмоциональных состояний, могут смотреть "тусклыми" и "безразличными" глазами на окружающих, как бы демонстрируя незаинтересованность собой или другим человеком.

    Для подростков особую значимость приобретает одежда. У них свой автономный от взрослых стиль: чаще спортивный или диско.

    Однажды один непосредственный подросток на вопрос, чем же человек отличается от животных, сказал: "У человека есть одежда, прическа и он умеет улыбаться!" В этом суждении выявляется значимость внешнего вида. Одежда, прическа и лицо - вот предметы первоочередной заботы подростка.

    Столь же важно в отрочестве пройти правильный путь в отношении к своему имени. В кругу семьи и сверстников подросток слышит разное к себе обращение: это и ласкательное, детские имена и нежные прозвища, но это и клички, порой беспощадно оценивающие его индивидуальные свойства или вовсе обесценивающие его личность. Именно в подростковом возрасте отроку предстоит отстаивать свои притязания на признание, утверждая себя через свое собственное имя.

    Подростки проходят сложные социальные инициации в отношении своего имени. Депривируя ценностное отношение к именам друг друга, подростки "круто" отстаивают свое право на приемлемое обращение к себе по имени с должным уважением и соответствием нормам культуры социального окружения. Соответствующее обращение по имени есть показатель социального признания, которое проще регулировать, чем другие притязания.

    Источник: Мухина В.С. "Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество".

    Воспитатель отделения социальной

    реабилитации Н. В. Пулина

     

    Категория: Родителям | Добавил: Центр (14.10.2015) | Автор: Пулина Н.В.
    Просмотров: 220 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Все смайлы
    Код *:
    К 70-ЛЕТИЮ ПОБЕДЫ
    РАБОТА
    Официально
    МТСЗН СК
    Мы в соц. сетях
    Телефон доверия
    ПОРТАЛ ГОС. УСЛУГ

    Copyright MyCorp © 2018
    Бесплатный хостинг uCoz